Детские возрастные кризисы. Памятка родителям

Про детские возрастные кризисы я знаю не понаслышке. Я мама двоих мальчишек и по личному опыту знаю, что кризис — это непросто, но его надо пережить, по возможности без ощутимых потерь. Когда один из моих сыновей достиг еще одного «интересного» возраста, я задумалась, как мама и как психолог, про детей, про взрослых, про отношения, про возрастные кризисы. И вот, что получилось: со вторым ребенком у меня появились некоторые выводы, догмы, условия, правила, пусть каждый называет это так, как ему ближе и понятней. На собственном опыте, так сказать, как следствие глубоких размышлений на тему «почему так».  

Итак, первое

Дети очень чувствительны. Они замечают, прямо считывают на невербальном уровне, где у родителей какие слабости. Малыши могут этим пользоваться несколько неумело, но подростки попадают прямо в цель. Их фразы, сказанные в порыве злости в ссоре, метки, емки и очень болезненны. Знайте как родитель свои слабости. Лучше над ними поработать в психотерапии. Дети говорят и попадают нам в сердце, задевая наше, то самое, детское и болезненное. И мы перестаем быть адекватным, контейнирующим, мудрым родителем. Мы выходим из себя от бессилия. Впадаем в детскую позицию и из этого состояния, от обиды и боли реагируем соответственно. «Привет» непроработанные детские травмы.  

Второе

Ребенку нужен авторитетный взрослый. Для мальчиков лучше — папа. Да и для девочек тоже. Мама, конечно, тоже авторитет, но мама больше для послушать, посочувствовать, пожалеть, отойти в том случае, когда она поранилась и ослабла (маме можно и даже нужно давать это понять, а не держаться и быть как кремень – это модель женской фигуры, матери. В слабости наша сила). Кремень — это папа. Он сказал так, значит так. Транслируемое ребенку: «Я твой друг, ты личность, я тебя слышу, но у меня больше жизненного опыта. Я еще и твой родитель, который кормит, одевает, обувает, дает тебе образование, балует игрушками (от плюшевого пони в раннем детстве до планшета или байка/велика в юности) и любит тебя». Так закладывается авторитет. Подчеркну, авторитет, а не авторитарность и диктатура. Для мальчиков это особенно важно – это его модель поведения, которую он считывает и впитывает. Это формирование мужской идентичности. Главный в доме папа, а мальчик, когда вырастет, будет главный в своем доме. Уважение к себе и к ребенку формирует его самоуважение и уважение к другому. Установка границ и четких ролей в семье формирует здоровую модель семьи, как таковой. Для будущего наших детей это важно.  

Третье

Границы и роли. Из предыдущего пункта: мама –  нежность, женская сила, уважение к себе и другим, хозяйка дома, регулятор и медиатор конфликтов, женственность, опрятность, пример для подражания девочке и любовь, любовь, любовь. Хорошо, если мама реализуется в жизни, в профессии. Домохозяйка – это большой труд, но поверьте, очень неблагодарный. Много выросших мальчишек и девчонок гордятся реализованными мамами и стесняются своих «необразованных» старушек. Пусть даже эти старушки всю жизнь прожили для своих детей. Папа – сила физическая и моральная, устойчивость, ясность, мужская нежность, доброта, умение держать слово. Пример для подражания мальчику: физический труд (спорт, охота, походы, лагерь бойскаутов и т.п.), целеустремленность и самоотверженность. Многие мужчины могут возмутиться по поводу самоотверженности, но на это у меня есть веский аргумент. Женщина просто рождена с этим чувством. Она априори отдает себя. Такова ее природа, такова ее роль как жены и как матери. А мужчинам надо этому поучиться. Эгоистам создавать семью сложно. И да, самоотдачи должно быть в меру, и для нее, и для него. Себя без остатка отдавать не следует. Жертвы – это всегда неравномерное распределение обязанностей, нервы, ссоры и уход в непонимание, отрицание и в болезнь. Такой себе пример отношений для детей.  

Четвертое

Уважение к своим родителям. Не новость, что ребенок все видит, слышит и учится, учится, учится. Ваше отношения к родителям — это отношение вашего ребенка к вам в будущем. Точка. Ваши ссоры, пренебрежение, избегание общения с родителями вам вернется от ваших же детей, прилетит так сказать. Это неизбежность. И еще добавлю, ваше отношение к людям  –  это пример для подражания вашим детям. Если все вокруг козлы и сволочи, ну что ж, не удивляйтесь, услышав как-нибудь такое же от своего ребенка. Уважение и еще раз уважение. К себе и миру. И к родителям.  

Пятое

Дети должны чем-то увлекаться и спорт. Для мальчишек это выход энергии и агрессии. Им нужен спорт, где проявляются сила духа, выносливость и командность. И авторитет — тренер. Для девочек важны занятия, где есть поддержка, единомыслие и творчество.  

Шестое

Ценности. Ценности должны быть. Важно их озвучивать и показывать. В каждой семье, у каждого родителя по отдельности есть своя система ценностей. Наши поступки отражают то, во что мы верим, чего придерживаемся, какие выборы совершаем. Дети все это запоминают и примеряют на себя.  

Подводя итог, процитирую английскую пословицу: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Темперамент, конечно, свойство врожденное, но во всем остальном многое зависит от того, что каждый родитель вложит в своего ребенка. И самое главное, не забывать про себя. В кризисах страдают не только дети. И попадают в них тоже не только они. Поэтому важно, заботясь о ребенке и о себе не забывать. Без поддержки и возможности самим восстановиться и отдохнуть вряд ли удастся быть спокойным и мудрым родителем. Если у вас не хватает сил и терпения, срочно ищите способы и места восстановления этих самых сил. Дающий тот, кто получает сам.